Владимир Феофанович Капелько

(1937-2000)
Сарлыки на водопое. 1971
 
 
Талант заслуженного художника России Владимира Капелько был поистине многогранен. Он оставил заметный след не только в изобразительном искусстве. С тем же рвением он отдавался поэзии, археологии и этнографии. В 1973 году он изобрёл ныне всемирно известный метод микалентного копирования наскальных изображений – метод М.Ф. Капелько. Этот метод способствовал изучению петроглифов в зоне затопления Красноярского и Саяно-Шушенского водохранилищ. Сегодня он активно применяется в археологии и музейном деле. 
Многочисленные археологические и этнографические экспедиции давали ему богатейший материал для живописного творчества.  На его полотнах можно увидеть самые потаённые уголки не только его родного Красноярского края,  но и Хакассии, Тувы, Приморского края, Прибалтики. Сам художник писал о себе: «Извечное любопытство гоняло меня…с красками… от моря до моря, от края до края. Вот так шатало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных». По натуре увлекающийся, не любящий сидеть на одном месте, он оставался таковым и в живописи. Он смело экспериментировал с разными художественными стилями – от реализма до авангардного волюнтаризма. 
Картина «Сарлыки на водопое» написана по впечатлениям от экспедиции по перегону яков (по-монгольски «сарлык») из Монголии в Россию по Чуйскому тракту на Алтае, в которой сам Капелько нанимался в качестве скотогона. В условиях, близких к первобытным, он пишет яркие пейзажи и лирические строки: 
Горы засыпают, распластавшись.
По долине телом тёмно-синим
Каркает ворона к непогоде…
Камни на степи лежат как свиньи…