Творческое наследие советского художника Петра Покаржевского представляет собой монументальные батальные сцены и серии лирических пейзажей. Если приверженность к батальному жанру была сформирована у художника благодаря Николаю Самокишу, одному из его преподавателей в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, то любовь к южным солнечным пейзажам Покаржевский испытывал с ранних лет. Художник родился в Херсонской губернии, там же получил начальное художественное образование. В 1912 году, ещё будучи студентом Академии, Покаржевский впервые посетил Самарканд. Пёстрый восточный город покорил творческое воображение художника. Там он выполнил около восьмидесяти пленэрных этюдов и рисунков.

Покаржевскому вновь суждено было приехать в Самарканд спустя тридцать лет, когда в годы Великой Отечественной войны в этот город был эвакуирован Московский Государственный художественный институт имени  В.И. Сурикова, где он тогда преподавал. Взору художника предстал уже несколько иной город. Покаржевский писал в своём дневнике: «Самарканд мне показался гораздо беднее, так как раньше, до революции, это был торговый центр не только Средней Азии, а целого ряда восточных стран: Персии, Афганистана, части Китая и Кавказа. Сейчас он выглядел (без ковров и сюзане) как бы раздетым, но странное дело, он показался мне более живописным и не таким пёстрым, а тонким по валерам и общей цветовой гамме…Я называл тогда Самарканд высшей школой живописи». Сложное голодное военное время не стало помехой для занятий живописью. В те годы художник написал масштабную серию живописных работ под общим названием «Самарканд в живописи». Одна из работ цикла «Вечер. Самарканд» находится в собрании Астраханской картинной галереи. Как и другие работы серии, этот пленэрный пейзаж отличается тонкостью живописного решения, свойственной зрелому мастеру.

В послевоенные годы художник почти всецело отдался пейзажной живописи. Он создал прекрасные по колориту виды средней полосы России, Крыма, Кавказа и других регионов Советского Союза.