Владимир Боровиковский – один из крупнейших русских художников второй половины XVIII – первой половины XIX века, мастер портретной, религиозной и исторической живописи. Своим восхождением на вершину русского искусства последней четверти XVIII века он обязан императрице Екатерине Великой, у которой пользовался большим признанием и уважением. В 1787 году Екатерина, остановившись в Миргороде во время путешествия на юг России, восторженно отозвалась о картинах с аллегорическими сценами с участием императорских особ, которыми были украшены интерьеры её временной резиденции. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. В 1788 году он переехал в столицу, но поступить в Академию художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

Потомственный иконописец, он много работал над оформлением интерьеров Казанского собора, писал иконы для Исаакиевского собора, домовой церкви Михайловского дворца и других храмов Петербурга. Однако наибольших успехов Боровиковский добился в парадном и камерном портретах. В 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. 

Особое место в творчестве Боровиковского занимали женские портреты, в которых художник мастерски передавал внутренний мир моделей со всеми переживаниями и многообразием сокровенных чувств. В экспозиции Астраханской картинной галереи находится портрет императрицы Марии Фёдоровны, созданный, предположительно, в период с 1796 по 1801.


На портрете изображена Мария Фёдоровна Романова, урождённая София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, вторая жена императора Павла I, мать Александра I и Николая I. Став великой княгиней, а впоследствии императрицей Российской империи, она снискала любовь и уважение в великосветских кругах. Её стараниями были учреждены Императорское человеколюбивое общество, Императорский клинический повивальный институт и другие благотворительные учреждения. 

Влиятельные современники с теплотой и восхищением отзывались о её внешности и человеческих качествах. Известный русский мемуарист XIX века Филипп Вигель назвал её «примером всех семейных и общественных добродетелей». 

«Стройна как нимфа, цвет лица белый, как лилия; высокий рост с соразмерною полнотой и лёгкость поступи. Кротость, доброта сердца и искренность выражаются у неё на лице», – так поэтично писала о ней августейшая свекровь.

5 апреля 1797 в день коронации Мария Фёдоровна была торжественно награждена Орденом Андрея Первозванного. На портрете мы можем видеть изящно прописанную цепь ордена, состоящую из двадцати трёх чередующихся звеньев. С 1917 года эта цепь хранится в Музеях Московского Кремля.

На груди у Марии Фёдоровны красуется звезда Ордена Святой великомученицы Екатерины 1-й степени, полученного Марией Фёдоровной в день сговора с великим князем Павлом Петровичем в Берлине в 1776 году. Впоследствии Мария Фёдоровна стала орденсмейстером Ордена. Боровиковскому удалось мастерски изобразить тонкие, правильные черты лица Марии Фёдоровны и придать модели свойственный ей благородный и величественный вид.