2019 год ознаменован 180-летием со дня рождения Константина Маковского – великого русского художника, мастера портретной, исторической и бытовой живописи. Современники называли его «блистательный Константин», а сам художник говорил о себе: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин. Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы».

Ещё в молодости Маковский прославился как модный и один из самых высокооплачиваемых портретистов своего времени. В петербургской мастерской художнику позировали княгиня Мария Волконская, граф Георгий Бобринский, граф Николай Муравьёв-Амурский и многие другие знатные аристократы эпохи.

В мастерской Маковского и в его доме царила атмосфера изысканной роскоши и утончённого гламура. У художника была богатая коллекция антиквариата, создававшая неповторимый антураж для его интерьерных портретов. Подтверждением тому служит и его работа «Жена артиста» из собрания Астраханской картинной галереи.


Предположительно, на портрете изображена третья жена художника Мария Матавтина. Именитый художник и 20-летняя красавица познакомились на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, когда Маковский был женат на Юлии Летковой. Взаимная симпатия переросла в серьёзные отношения и в 1891 у них родился внебрачный сын Константин. В 1898 году Маковский оформил официальный развод со второй женой и сочетался браком с Марией. В этом союзе появились на свет четверо детей.

Мария Матавтина стала новой музой и натурщицей мастера. Он написал несколько ярких портретов новой избранницы, а в 1892 году она позировала ему для образа Джульетты на картине «Ромео и Джульетта».