В июле в библиотеке Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина будет представлена работа П.А. Федотова «Рисунок» в связи с 205-летием со дня рождения художника. Павел Федотов родился в 1815 году в Москве в семье титулярного советника. В 1822 году отец определил его в только что открывшийся Кадетский корпус. «Меня судьба, отец и мать назначили маршировать …», – рифмовал впоследствии Федотов. В корпусе он начал рисовать – в основном это были карикатуры на учителей и приятелей.


Окончив в 1833 году корпус в четверке «отличнейших», юный прапорщик получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк и переехал в Петербург. В июне 1834 года Федотов получил билет на посещение вечерних рисовальных классов Академии художеств, которые с перерывом посещал до 1841 года. Он много бродил по Эрмитажу, увлекшись творчеством Тенирса, Адриана ван Остаде, Хогарта.

Военная карьера была им завершена в 1844 году, в январе Федотов покинул полк, уйдя в «вольные художники». Некоторое время позанимавшись в Академии «баталистикой» у профессора Александра Заурвейда, Федотов бросил ее. В 1848 году его избрали академиком живописи за работу «Сватовство майора», а в 1849 году федотовские картины, представленные на трехгодичную выставку Академии художеств, произвели сенсацию. В 1850 году Федотов побывал в Москве, и там его картины, показанные сначала «в частном порядке» у поэтессы Евдокии Растопчиной, а потом на ежегодной выставке Московского училища живописи и ваяния, вызвали настоящий фурор.

В начале 1852 года его начали «донимать» дурные предчувствия. «Я боюсь всего на свете, даже воробья …», – писал он. Павел Федотов закончил свои дни в казенной больнице Всех Скорбящих на Петергофской дороге.

Путь Федотова – рисовальщика длиннее пути Федотова – живописца. Его жизнь в искусстве началась с рисунка, рисунок сопровождал его в течение всего творчества. Графическое наследие Федотова велико и многообразно по жанру, темам и изобразительному языку. Среди рисунков художника можно выделить две большие группы. Первая – это рисунок подготовительный, включающий в себя беглые наброски с натуры, эскизы, то есть все то, что составляет его творческую лабораторию. Вторая группа – рисунок, задуманный как самостоятельное графическое произведение. Здесь портрет, жанровые композиции, карикатуры и иллюстрации.


Представленную на выставке одной картины работу Павла Федотова «Рисунок» можно отнести ко второй группе. Она поступила в фонды Астраханской картинной галереи в 1929 году из Музея Нового Западного искусства.

Выставка будет работать до 31 июля 2020 года.