В сентябре 2020 года исполняется 135 лет со дня рождения Сергея Герасимова – известного советского художника, мастера пейзажа, портрета и жанровой живописи. За долгую и плодотворную творческую деятельность он был удостоен почётных званий и наград, среди которых доктор искусствоведения (1956), Народный художник СССР (1958). В 1966 году художнику посмертно была присуждена Ленинская премия.

В собрании Астраханской картинной галереи находятся 9 живописных и 4 графических работы Сергея Герасимова, выполненных художником в разные годы. Особое место в творчестве Сергея Герасимова занимает акварельная живопись. Первые работы Сергея Герасимова, показанные на выставках, были выполнены акварелью. В 1906 году на 2-й акварельной выставке Общества им. Леонардо да Винчи экспонировались его работы «Портрет сестры», «Вечер. Луна» и «Пейзаж». Как вспоминал сам художник: «Первое время и довольно долго потом я работал главным образом акварелью… Масляная живопись мне далась не сразу, а в результате больших усилий».

Акварели художника отличаются богатством колорита и точностью рисунка. В акварельных пейзажах Герасимов мастерски передал красоту природы и архитектуры, а в портретах и жанровых сценах – характер и настроение героев.

За годы творческой деятельности Герасимов выполнил серии иллюстраций к классическим произведениям русской литературы: «Капитанская дочка» Александра Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова, «Дело Артамоновых» Максима Горького и др. Широко известны его яркие путевые акварельные зарисовки «Москва-Самарканд» (1941-1943), «Самарканд-Москва» (1943), «Поездка в Австрию» (1947), «Поездка в Болгарию» (1954).


Находясь в эвакуации в Самарканде в качестве директора Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, Сергей Герасимов в числе прочих работ выполнил серию из 97 акварелей «Воспоминания». В этом акварельном цикле нашли отражения воспоминания художника о жизни в родном Можайске в детские и юношеские годы. Память художника сохранила события и сцены из жизни жителей провинциального города.

«Тоской, безнадёжностью веет от сцены крестьянских похорон в холодный день», – писала искусствовед Ксения Кравченко в монографии, посвящённой Сергею Герасимову. Сергей Герасимов вошёл в историю отечественного искусства как тонкий знаток природы и человеческой натуры, умеющий передать всё радостное и печальное настроение как в акварельной, так и в масляной живописи.