Сомов Константин Андреевич

(1869-1939)


Дама с весенним пейзажем. 1897


 

В числе работ художников конца XIX-первой половины XX века из коллекции Павла Догадина особый интерес представляет «Дама с весеннем пейзажем» кисти Константина Сомова – выдающегося русского художника, одного из основателей творческого объединения «Мир искусства».

Он родился в семье Андрея Ивановича Сомова, искусствоведа и музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, и Надежды Константиновны (урождённой Лобановой), которая была великолепным  музыкантом. Продвижению Сомова как художника во многом способствовало его знакомство с Александром Бенуа в Париже зимой 1897 года, куда Константин Андреевич уехал, добровольно покинув Академию художеств.

В декабре 1923 года Сомов выехал в Нью-Йорк для сопровождения Выставки русского искусства. Там он пишет известный портрет Сергея Рахманинова для интерьеров Карнеги-Холл. В 1925 году эмигрирует во Францию, откуда уже никогда не возвращается в Советскую Россию. Умер Сомов в 1939 году в Париже и похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Талант Сомова в написании портретов ещё при жизни художника был признан уникальным. В графике и живописи он создал много замечательных образов современников, точно передав сложность и тонкость их натур и душевного состояния.  Таков его портрет «Дама с весенним пейзажем».

Работа была приобретена П.М.Догадиным в известной частной галерее Павла Саурова на Тверском бульваре в Москве в соперничестве с Третьяковской галереей:  художественный  музей не располагал к тому времени запрашиваемой художником суммы, и полотно досталось коллекционеру. Незадолго до отправки работы Догадину  Сауров писал в Астрахань: «Считаю своим долгом заметить, что «Дама с весенним пейзажем» есть та самая натурщица, которая в Третьяковской галерее изображает «Даму в голубом». Она очень нравится совету Третьяковской галереи, но в настоящее время они не могут расходовать такой суммы, а в кредит покупать им запрещено».

Упомянутая натурщица – Елизавета Михайловна Мартынова – сокурсница Сомова по Академии художеств и сильнейшее его увлечение. В год написания работы (1897) Елизавета Мартынова была уже тяжело больна туберкулёзом. Ни одной из её работ не сохранилось. Современникам Сомова и сегодняшнему зрителю Елизавета Мартынова известна как натурщица художника.

На портрете «Дама с весенним пейзажем» девушка изображена, словно остановленная художником в минуту печали и по его просьбе откинувшая траурную вуаль, обнажив едва тронутое румянцем болезненно-бледное лицо. Её печаль и попытки скрыть несомненный душевный надлом контрастируют с пробуждающейся весенней природой.