Петр Иванович Петровичев.

(1874-1947)

При последних лучах. 1912.

 

 

 

В декабре 2014 года исполняется 140 лет со дня рождения Петра Ивановича Петровичева. Жизни и творчеству художника была посвящена одна из недавних лекций-бесед в стенах Астраханской картинной галереи. Сегодняшний выпуск рубрики «Картина дня» также посвящён этому самобытному живописцу.

Пётр Петровичев принадлежал к поколению Русских художников, на долю которых выпало жить и творить в тяжёлые годы революций и войн. Несмотря на невзгоды, Пётр Иванович не на минуту не оставлял своего дела служения искусству. В охваченной пламенем Великой Отечественной войны Москве уже пожилой художник, оставив преподавательскую деятельность в областном художественном училище 1905 года, участвовал в ночных дежурствах, копал рвы и строил заграждения. После войны был награждён медалью «За доблестный труд»  

Творческий путь молодого художника, приехавшего из небольшой деревушки Высоково Ростовского уезда в Москву, начался со знакомства с Василием Верещагиным. В то время начинающий пейзажист Петровичев находился под впечатлением работ французских импрессионистов. Однако решающее слово в формировании эстетических идеалов и художественного почерка живописца сказал Исаак Левитан. Великий Русский пейзажист небезосновательно называл Петра Петровичева лучшим своим учеником. Работы художника, экспонировавшиеся на выставках Передвижников и Союза Русских художников, по достоинству высоко оценивались любителями и знатоками искусства.

На одной из выставок Союза Русских художников, открывшейся по традиции на Рождественской неделе в Москве в Художественном салоне на Большой Дмитровке, Петровичев представил свою работу «При последних лучах». Этот пейзаж, с утончённым лиризмом воспевающий красоту Русской природы, был приобретён Павлом Михайловичем Догадиным и сегодня является подлинным украшением Каминного зала Астраханской картинной галереи.

Пейзаж «При последних лучах» написан в характерной для творчества Петровичева 1910-х годов манере. В это время он пишет много лирических деревенских пейзажей. Особенно его привлекает предзакатное время. Лучи заходящего солнца словно убаюкивают природу. Она погружается в сладостную негу, чтобы пробудившись вновь заиграть яркими красками.

В Советское время в собрание Астраханской картинной галереи поступило ещё несколько интересных работ Петра Петровичева, в том числе пейзаж «Осень. Берёзы», экспонировавшийся на первой персональной выставки художника.О них мы обязательно расскажем на страницах нашей рубрики «Картина дня».