Апрель 1915-го Велимир Хлебников проводит в Астрахани у родителей и шлёт письмо художнику М.В. Матюшину в Петроград: 
«Зиму я провёл очень скверно: в толпе, но в полном одиночестве». В письме он даёт высокую оценку поэме художника Павла Филонова «Проповень о проросли мирОвой» и восхищается его рисунком:
«Мне очень нравится рисунок пещерного стрелка, оленя; собачки, разорванные своим бешенством и точно не рождённые, и осторожно – пугливый олень».
        В Астрахани Велимир ведёт вычисление хода военных действий, причём их кодом делает число 317. В связи с этим он добавляет: «Изучаю ещё «Дневник Марии Башкирцевой». Чем же заинтересовал поэта дневник этой художницы? Да именно повторностью значимых событий через 317 дней! 
        Например, 19 мая 1876 года Мария поцеловала итальянца А., а 28 сентября 1880 (через 317,5 после 24 мая 1876) видит А. во сне, и наутро просыпается «беленькой, хорошенькой». Ну, и много других, несомненно значимых для любой женщины событий. Велимир же переносит кодовое число 317 в сферу военных действий и готовит таблицу нашествий через 317 лет.
         В конце письма у поэта – нелестный отзыв об Астрахани: «Это только хитрый торгашеский город». Простим ему этот минутный упрёк, рождённый причиной «полного одиночества». Он очень любил Астрахань, создал поэму «Хаджи-Тархан» – гимн её уникальной истории и природе. Одна из его последних дневниковых записей гласит: «Ночи в Персии», «Ночи в Астрахани».