Василий Васильевич Рождественский

(1884-1963)

 Умывальник. 1910-е

 

 

 

В 1920 году собрание Астраханской картинной галереи пополняется работами русских художников новой волны. Их называли модернистами, футуристами, а впоследствии за их искусством с лёгкой руки Александра Бенуа закрепится эпитет «авангардное». Спустя десятилетия художественно-эстетическая и материальная ценности их произведений резко возрастёт.

В числе произведений русских авангардистов в это время поступает полотно Василия Васильевича Рождественского «Умывальник». Рождественский стоял у истоков создания революционной группировки художников «Бубновый валет». В 1910 году Рождественского вместе с Фальком и Куприным за творческое вольнодумство исключили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через несколько лет их работы с успехом выставлялись в Европе на выставках нового искусства.

В 1910-х годах Рождественский активно работает в жанре кубофутуристического натюрморта. Наиболее полно его творческое кредо авангардиста раскрывается в бытовых натюрмортах. В изображении казалось бы обыденных предметов интерьера – умывальников, печей, ламп он добивается удивительной цветовой и композиционной экспрессии. Он не просто копирует окружающую действительность, а создаёт собственную композицию.

 В отличие от многих других своих товарищей по «Бубновому валету» Рождественский не остался в русле кубизма. Среди его поздних работ есть лирические пейзажи и жанровые соцреалистические сюжеты.