Отдел зарубежного искусства образовался в конце 1980-ых годов с целью изучения и презентации собрания предметов искусства Западной Европы, стран Азии и Востока из фондов Астраханской картинной галереи. В настоящее время экспозиции ОЗИ, заново созданные в 2009 году, располагаются в 4 залах двухэтажного корпуса бывшего служебного флигеля усадьбы Плотникова. Вниманию посетителей отдела представлены произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII - XXI вв.Коллекция зарубежной живописи в собрании Астраханской картинной галереи сложилась главным образом в 1918-1980-ые годы. Первые поступления, представленные работами французских художников второй половины XIX в., происходят из ряда даров основателя картинной галереи Павла Михайловича Догадина. В начальный период формирования коллекций музея в фонды поступили картины немецких, австрийских, итальянских мастеров XVIII-XIXвв., ранее принадлежавшие семье рыбопромышленников Сапожниковых и внештатному представителю австрийской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингеру.
Основу коллекции австрийского подданного Отто Яковлевича Виблингера составили произведения европейского искусства XVII-XIX вв. Посетители экспозиции отдела знакомятся с жанровые полотнами художников Австро-Венгрии - Франца Томашу (1878-1943) и Вацлава Мали (вторая половина XIX-начало XX вв.). Виблингер увлекался также русской живописью, приобретал отдельные работы у Б. М. Кустодиева и И.С.Горюшкина-Сорокопудова. Особое внимание австрийского коммерсанта привлекало творчество астраханских художников рубежа XIX-XX вв. Виблингер любил и собирал скульптуру, большое место в его коллекции занимали предметы декоративно-прикладного искусства: австро-венгерская кустарная керамика, китайский фарфор, иранская майолика, богемское стекло, изделия из металла чешских и немецких мастеров. Экспозиция западноевропейского декоративно-прикладного искусства включает обширный круг изделий XVIII-XIXвв., переданных в 1929 году из Государственного музейного фонда. Предметы, созданные в мастерских немецких, французских, английских, итальянских, датских мануфактур, дают яркое представление о репертуаре и богатых декоративных традициях двух столетий европейской тонкой керамики.
Инновацией отдела является Гравюрный кабинет, открытый для посетителей в 2009 г. Кабинет посвящен Ивану Акимовичу Репину (1841-1908) - библиофилу, коллекционеру и меценату, подарившему Астрахани свою бесценную библиотеку, в составе которой находилось около 10 тысяч гравюр основных западноевропейских школ XVI-XIX вв. Эта редкая и ценная коллекция включает монументальный опус «Люксембургской галереи», награвированный по живописи П.П.Рубенса (1577-1640 гг.); знаменитые «виндзорские портреты», Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543 гг.), исполненные в технике цветного пунктира Франческо Бартолоцци (1727-1815 гг.), раритетные произведения знаменитых итальянских художников и граверов Федерико Бароччи (1535-1612гг.) и Джованни Пиранези (1707-1778 гг.); гротесковый лист Петруса ван дер Хейдена (1530-1576) по рисунку П.Брейгеля старшего «Кухня тучных»; превосходные эстампы ранних немецких литографов, изысканную серию аллегоричных женских типов в трактовке Ашиля Девериа (1800-1850) и многие другие работы, составившие славу искусству гравюры. Коллекция западноевропейской гравюры из библиотеки И.А.Репина, поступившая в фонды галереи в 1926 году, является предметом постоянного изучения, каталогизации и экспонирования в Гравюрном кабинете. Отдел проводит большую исследовательскую и выставочную деятельность, популяризируя коллекции галереи, развивая научные и творческие связи с ведущими музеями России и Ближнего зарубежья, художниками и коллекционерами. Приоритетным направлением работы отдела является научно-исследовательское партнерство с отделом редких книг и книжных памятников ОНБ им. Крупской.
Березина Наталья Львовна
заведующая отделом
Захарова Раиса Алексеевна
старший научный сотрудник
Матвеева Анна Сергеевна
научный сотрудник